Музыка и особенные дети

ChildPiano

Музыка в жизни человека играет огромную роль. Звуки музыки творят чудеса. Музыка властвует над нашими эмоциями, укрепляет здоровье и даже действует, как болеутоляющее средство. Ученые установили, что музыка влияет на деятельность мозга, заставляет его работать. Ребенок слышит гармоничные созвучия еще в чреве матери. Это биение собственного и материнского сердца, внешние звуки мира, голос матери. Американцы провели эксперимент. Беременные женщины несколько месяцев наслаждались музыкой. Родившиеся младенцы развивались быстрее, раньше начинали говорить. Музыка влияет на частоту сердечных сокращений, изменяет ритм и глубину дыхания. Поэтому музыку используют для выхаживания недоношенных малышей, которые под воздействием музыки быстрее развиваются.

В конце ХХ века ученым Маляренко был сделан вывод, что занятия музыкой улучшает деятельность обоих полушарий мозга. Во время исследования сравнивались энцефолограммы детей. У музыкальных детей активность  мозга была выше.

Учеными было установлено, что пение восстанавливает речь больного человека, лечит заикание. Пение помогает плохо читающему и пишущему ребенку, улучшает память, увеличивает ее объем. Пение - прерогатива не только слышащих. На занятиях мы с детьми прослушиваем песенку гласных звуков (а-о а-у а-и а-о-у-и-э). Я, включая эту распевку в занятие,  ставила цель выучить с детьми буквы, научить их читать. На пение я внимание детей не обращала, главное - назвать правильно буквы. Каково же было мое удивление, когда моя глухая (три точки на аудиограмме) ученица (в слуховых аппаратах) через несколько занятий стала подпевать, и достаточно успешно.

Первые попытки использовать уроки музыки при обучении детей с нарушением слуха были предприняты в середине ХІХ века в Санкт-Петербургском училище для глухонемых директором училища Я. Т. Спешневым. Эти уроки  за один учебный год дали заметные результаты в деле развития глухих воспитанников, но в учебный план Опекунским советом внесены не были.

В 30 г.г. ХХ века в специальных школах стали проводится уроки музыкальной ритмики. Эти уроки использовали для развития ритмической структуры речи. В 60 г.г. ритмику отменили.Музыку с глухими учениками прослушивали  на индивидуальных занятиях с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры. Занятия проводились только в младших классах. С 80 г.г. музыкальная ритмика вернулась в школы. Она включала музыку, движение и речь. Дети танцевали под музыку, пели песенки.

Кроме прослушивания музыки, пения и танцев, дети со снижением слуха осваивают игру на музыкальных инструментах. Это очень полезное занятие. Игра на музыкальных инструментах тренируют мозг. Ведь очень непросто соотносить нужную ноту с нужной клавишей, нажимать ее нужным пальцем, играть несколько нот сразу, координировать игру обеих рук. А с натренированным мозгом легче усваивать любые знания.

 Для своих учеников я разработала несложные занятия по обучению игры на пианино. Самые элементарные знания и умения. Ученики у меня разные. Есть с капитальной глухотой, есть с тугоухостью. Была девочка с алалией. Возраст от 5 лет. Успехи неплохие. Особенно меня удивляла игла глухого мальчика (6 лет, слуховые аппараты). Я никогда не думала, что он будет так хорошо играть по нотам. Повторюсь, играем мы несложные песенки, чаще одной рукой, но результаты радуют. Некоторые мои ученики занимаются музыкой с настоящими педагогами. Как по мне, играют не хуже слышащих детей.

В Колумбии есть необычный оркестр. В его состав входят исключительно дети с проблемами слуха. Они профессионально исполняют "Оду к радости", написанную уже глухим Бетховеном.

В учебных материалах я размещу разработки некоторых музыкальных занятий. Пробуйте, развивайте детей, включайте им музыку во время игр, пойте с ними. Хуже точно не будет!

 

1 отзыв на “Музыка и особенные дети

Добавить комментарий