Жестовая речь

CVxmrmh94pQ     Не одно десятилетие ведутся споры о том, нужно ли использовать жестовую речь при обучении детей, у которых проблемы с речью. Когда я начинала работать в школе для слабослышащих детей (80 г.г. 20 столетия),господствовал "чистый устный метод обучения".  За использование жестов на уроке в лучшем случае могли объявить выговор, в худшем - уволить. Сейчас в той же школе родители учеников требуют уволить учителя, который не знает жестов, а, значит, не использует их на уроке. В общем, из одной крайности в другую.

Многие родители панически бояться жестовой речи, полагая, что "махая руками", ребенок никогда не научится говорить устно. При этом родители не бояться жестами показывать такие слова, как "пока"(машем рукой), "дай"(сжимаем кулачок), "большой"(разводим руки в сторону), "маленький", "там" и т. д.

Между тем, использование жестов помогает наладить контакт с ребенком. Жесты являются мостиком к устной речи, они  помогают ребенку быстрее научится говорить, а родителям свободно общаться с малышами, не переживая, что ребенок их не понимает. Жестовая речь поможет Вам рассказать ребенку сказку, объяснить сложившуюся ситуацию. У ребенка будет меньше капризов и истерик, потому что он сможет объяснить Вам, что его беспокоит или рассказать Вам свои впечатления о различных событиях в его жизни.

Обучение жестовой речи будет полезно не только для детей с нарушением слуха, но и для детей аутистов, детей с тяжелой формой  алалии, дизартрии, с умственной отсталостью.

В Америке провели исследование (Кридонс) с 30 детьми, у которых диагностировали "аутизм". Это исследование не только показало, что детей с аутизмом можно научить жестовому языку в качестве альтернативного средства коммуникации, но и что, освоив жесты, некоторые из этих детей стали говорить устно.

Аннели Тиселль (дефектолог из Швеции) в своей книге "Жесты и речь" приводит такое сравнение:

прежде чем начать ходить, ребенок ползает. Со временем он начинает ходить, бегать и прекращает ползать. Использование жестов служит своеобразным "ползанием" для речи и коммуникации. Жесты позволяют ребенку понять других и выразить себя намного раньше, чем он мог бы в противном случае. Жесты дают возможность ребенку не только слышать речь, но и видеть ее.

А если  ребенок так и не начнет ходить (говорить)? В этом случае умение ловко ползать намного предпочтительнее полной недвижимости, разве нет?

Я полностью согласна с Аннель, которая научила своего ребенка с синдромом Дауна говорить, используя жестовую речь.

Используя жесты, мы стимулируем ребенка активно участвовать в разговоре. Жест привлекает внимание малыша, обеспечивает эффект участия.

Использование жестов не означает, что Вы не будете при этом говорить устно. Каждый жест дополняется словом. Это так называемый билингвистический метод - словесно- жестовое двуязычие.

Жестовая речь поможет Вам сделать обучение устной речи более понятным, более лёгким. Попробуйте.

Добавить комментарий