Специальная, инклюзивная, массовая

В наше время родители детей, у которых есть проблемы с речью, могут сами выбирать, в какой школе будет учится ребенок. Это может быть специальная школа, школа с инклюзивными классами или обычная массовая школа. Что выбрать?

Начнем со специальной школы для детей с нарушением слуха.

Немного истории.

Еще в Древней Руси по указу князя Владимира (996г.) опекой "убогих"детей занималась церковь.

1gramota

Позднее при храмах и монастырях создавались особые дома, в которых эти дети жили и трудились в меру своих сил. В Киеве такой дом был при Киево-Печерской лавре.

Первые училища (школы) для детей с нарушением слуха были открыты в Российской империи, к которой на тот момент принадлежала и Украина, в начале ХІХ века.

Инициатором организованного обучения глухих детей стала императрица Мария Федоровна, жена императора Павла І.

24368_900

 Во время своего путешествия по Европе, Мария Федоровна посещала различные учебные и благотворительные заведения. Так в Париже она познакомилась с обучением в Парижском институте для глухих. По возвращении в Россию, она открыла под Петербургом училище для глухих детей, которое со временем стало научно-методическим центром.

1

Интерес Марии Федоровны к проблемам глухих детей был не случаен. Ее сын Александр І  не слышал на одно ухо. А его внебрачный сын страдал глухотой.

В 1900 году был создан Киевский отдел опеки глухонемых. В этом же году была открыта школа-приют для 10 глухих детей, которая включала детский сад и школьные классы.

Первой учительницей была Нина Константиновна Патканова - выпускница специальных педагогических курсов при Петербургском училище.

1451904364_foto-8-nna-kostyantinvna-patkanova

Помещение первой киевской школы для глухих детей было построено в 1902 году.  Деньги на школу собирали 2 года. Собрали около 22 тысяч рублей, большую часть из которых были получены от известного мецената М.А. Терещенка.

images

Школа представляла собой двухэтажное здание, рассчитанное на 20 человек. На первом этаже были 2 класса, общий зал, столовая и кухня. На втором этаже - 2 спальни, умывальная, ванна и комнаты для учителя и воспитателя.

Безымянный

Обучение было платным - от 120 до 200 рублей в год.

Дети изучали такие предметы:

  1. Произношение звуков и слов, чтение и письмо.
  2. Счет устный, письменный и на счетах.
  3. Начальные сведения по географии, истории, геометрии.
  4. Каллиграфия, рисование, черчение.
  5. Закон Божий.

volodixinOPK_10

Большое внимание уделялось ручному труду и профессиональной подготовке.

При школе был детский сад, в котором пребывало 5 малышей.

Понятно, что школа не удовлетворяла потребности Киева и области, где на начало ХХ века насчитывалось более 1500 глухих дошкольников. Да и оплатить обучение было многим не по карману.

Сейчас в Киеве 2 школы для слабослышащих детей, 1 школа для глухих детей и детский сад для детей с нарушением слуха.

38_big

Официально школы обучают детей бесплатно, но, как и в любой другой школе, родители сдают деньги на ремонт, на нужды класса и т.д.

Плюсы специальной школы.

  1. Количество детей в классе не больше 12 человек.

Бывает, конечно, и больше, но редко. В моей практике был класс из 15 учеников, но его вскоре  поделили на два класса.

2. Учитель в классе имеет специальное дефектологическое образование, а значит, знает о глухих детях не по наслышке.

Кроме учителя к классу прикреплен логопед, который занимается индивидуально с каждым учеником 2-3 раза в неделю. Количество этих занятий зависит от количества детей в классе. Чем больше детей в классе, тем реже они попадают к логопеду. Но занятий должно быть не меньше 2 раз  в неделю.

В классе также работают воспитатели, которые занимаются с детьми до и после уроков.

3. Музыкальные занятия ритмикой ориентированы на детей с нарушение слуха.

4. Программа обучения и учебники соответствуют программе массовой школы, но в начальных классах на освоение программы дается лишний год обучения, т. е. эта программа изучается не 4, а 5 лет.

5. Учебники выдаются бесплатно, но не всегда новые.

Когда в 80-х г.г. я пришла в школу, кроме учебников выдавалися все необходимые канцтовары, форма и даже нижнее белье.

6. Специальные школы,обычно, интернатного типа, т.е. дети могут там ночевать. Родители могут приводить их в понедельник и забирать в пятницу. Для семей, где есть только работающая мама, это большой плюс.

В те же 80-е г.г. можно было оставлять детей и на выходные дни, а забирать только на каникулы. Некоторые родители настолько забывали про своих детей, что приходилось давать телеграммы (если дети были иногородние), звонить и напоминать о детях. А некоторых детей-киевлян я сама развозила по домам, когда звонки не срабатывали.

7. Уровень речевого развития детей, которые приходят в эти школы, практически одинаковый. Дети легко общаются друг с другом и не чувствуют себя не такими, как все.

8. Кормят детей 4 раза бесплатно. Разносолами не балуют, но и с голоду умереть не дадут.

9.  Внеклассные мероприятия (утренники, концерты) готовятся  силами учеников. В них принимают участие, как правило, все ученики класса. А, значит, никто не чувствует себя обделенным.

10. Периодически проводятся различные благотворительные акции (как правило раз в год на день инвалида) и ученики получают пригласительные на елки, сладкие подарки, бесплатные б\у аппараты, едут за границу по приглашению благотворительных организаций (моя ученица ездила с группой учеников) и т. д.

Теперь переходим к минусам.

  1. Самый большой минус - низкий уровень разговорной речи. Если на уроках дети говорят устно, то после уроков это только жестовая речь. Дети хотят общаться. Но уровень их устной речи таков, что ни сказать, ни понять друг друга они не могут. Поэтому используют жесты.

Если родители забирают ребенка из школы каждый день и дома с ним занимаются, заставляя его не молча выполнять домашнее задание, а все проговаривать , то ребенок будет знать и жестовую, и устную речь.

Но многие родители почему то считают, что все ДОЛЖНА сделать школа, а их задача вовремя привести, и вовремя забрать ребенка.  А есть и такие, которые до школы занимались, а потом подумали: "Зачем я буду стараться его учить, если в массовую школу он все равно не попал.  Пусть машет руками". И тоже спускают все на тормоза. Есть и третья группа родителей, которая настолько привыкает видеть ребенка только по выходным дням, что даже не представляют, а как можно с ним заниматься. Они или  устраивают ему один большой праздник, компенсируя свое отсутствие в течение недели, или предоставляют ребенка себе самому, не зная, что с ним делать.

В этом случае родной речью у ребенка будет жестовая речь.

2. Количество детей, которые приходят в специальные школы, сокращается. Не потому, что детей с нарушение слуха становится меньше, а потому, что многие дети идут в массовые школы или инклюзивные классы.

В результате, классы в спец. школах комплектуются детьми с разным уровнем речи. Обычно, набирается три класса: первое отделение - дети с хорошим уровнем речи, второе отделение - речь оставляет желать лучшего, вспомогательный класс - у детей дополнительные отклонения в развитии.

Но так как в школы приходит мало детей и набирают один класс, то получается, что в одном классе собираются дети с разным уровнем подготовки. В результате, сильным ученикам не интересно слушать то, что они уже знают, а совсем слабые не понимают и этого. В результате страдают все, особенно учитель.

3. Учебники, как правило, старые. Денег на новые государство не дает, школа довольствуется тем, что есть. Даже если кто-то из родителей предложит закупить новые учебники, большинство родителей его не поддержит, т. к. не увидит в этом необходимости.

4. Дети мало общаются или не общаются вовсе со слышащими сверстниками, они замыкаются в своем кругу. А это в последствии затруднит их жизнь в слышащем мире.

Свои плюсы и минусы я черпала из опыта 15 летней давности, который приобрела  проработав в школе-интернате 18 лет. Я понимаю, что многое изменилося с тех пор. Надеюсь, что родители и учителя спец. школ меня дополнят.

Добавить комментарий