Инклюзивное образование

Образование детей в специализированных школах с одной стороны создает необходимые условия для их развития, с другой - препятствуют их социальной интеграции в мир слышащих. Инклюзивное образование пытается решить эту проблему.

Право на инклюзивное образование на всех уровнях обеспечивается ст.24 конвенции ООН "О правах инвалидов", вступившей в силу 3 мая 2008 года. Конвенция ратифицирована Украиной.

Скандинавские страны первыми стали проводить политику интегрированного обучения инвалидов. С 1950-х годов в этих странах началась создаваться инфраструктура, готовились кадры, с помощью СМИ формировалось толерантное отношение со стороны населения к инвалидам.

Постепенно интегрированное обучение появилось и в других европейских странах.

Среди стран, появившихся после распада СССР, лидером инклюзивного образования стала Армения. Здесь были разработаны уникальные программы интеграции детей-инвалидов в школы.

В чем смысл инклюзивного образования?

Инклюзия не просто предоставляет возможности учится ребенку-инвалиду в массовой школе. Она создает необходимые условия, при которых ребенок не просто будет отсиживать уроки, а будет учится наравне со всеми.

Главный принцип инклюзивного образования - "не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а , наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности  конкретного ребенка". Цели прекрасные, но на практике не все так радужно.

В Киеве около 20 инклюзивных школ. Я знакома с работой только двух инклюзивных школ, где учатся мои ученики.

Одна школа (№ 233) работает с детьми, у которые проблемы со слухом, вторая школа (тоже на Оболоне, номер я не помню) работает с детьми, у которых проблемы с речью.

В школе № 233 дети с нарушением слуха учатся вместе со слышащими детьми в одном классе. Во второй школе класс только для детей с проблемами речи.

В школе № 233 количество детей в классе не должно превышать 15 человек (10 учеников с нормальным слухом и 5 учеников с нарушением слуха). Но с учетом того, что это ЕДИНСТВЕННАЯ в Киеве инклюзивная школа для детей с нарушением слуха, учеников приходит гораздо больше.

В классе кроме основного учителя есть второй учитель, который помогает детям-инвалидам на уроке. Но тут тоже не все так просто. Во-первых, желающих работать за мизерную зарплату не так много, поэтому не во всех классах есть помощник учителя.

Во-вторых, работа учителя-ассистента сопряжена со многими трудностями. Дети слышат плохо, но громко с ними говорить ассистент не может, т. к. будет мешать слышащим ученикам. Говорить тихо бесполезно - дети его не услышат. Можно было бы использовать жестовую речь, но родители СЛЫШАЩИХ детей против. Им не нравится, что их дети начинают "махать руками", копируя учителя. Хотя я не понимаю, чем жестовая речь может навредить слышащим детям. Но после скандала, который устроили родители, жестами пользоваться перестали. Это к вопросу о толерантности нашего населения к детям-инвалидам.

В зарубежных школах, если в классе учится хотя бы один глухой ученик, жестовую речь учат все одноклассник, чтобы ребенок  мог свободно с ними общаться, пока не овладеет разговорной речью. Там "система подстраивается под ребенка", а у нас все наоборот.

После уроков с детьми занимается логопед и психолог. Пока классов было мало, и логопед, и психолог имели возможность проводить индивидуальные занятия с детьми. Сейчас в школе уже 7 инклюзивных классов. Эти специалисты физически не могут уделить должное внимание каждому ученику, поэтому индивидуальные занятия заменяются групповыми.

При всем при этом, учителя прилагают максимум усилий, чтобы помочь детям, и результаты хорошие.  Я сужу об этом по моим ученикам, которые учатся в этой школе.

Одна из целей инклюзивного образования -  стереть границы между детьми с особыми потребностями и обычными детьми, научить их жить вместе. Но и здесь не все так гладко. Многие родители отмечают, что "особенные" дети чаще общаются друг с другом, т. к. "обычные" дети не хотят заморачиваться и напрягаться, пытаясь понять, что говорят ученики, у которых речь не совершенна.

Несмотря на минусы, инклюзивные школы - это здорово. Просто на данный момент, они хороши для тех детей, у которых отклонения в развитии небольшие, и коррекция требуется незначительная. С большими проблемами детям будет очень сложно овладеть школьной программой. Я думаю, со временем, когда о школах будуть думать больше, или кто-то из богатых или властных украинцев озаботится проблемой детей-инвалидов, как в свое время императрица Мария Федоровна, инклюзивная школа будет подстраиваться под каждого ребенка. И тогда школа будет хороша для любого малыша, какие бы проблемы у него не были.

 

Добавить комментарий